КАК ВАШИ ДЕТИ ВЕДУТ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ

Как ваши дети ведут себя за столомВ воспитательной работе, справедливо говорил А. С. Макаренко, нет «мелочей». Об этом полезно помнить, рассматривая вопрос о поведении детей за столом.

За столом, во время еды, собираются все члены семьи—взрослые и дети. Здесь удобно наблюдать за каждым движением детей. Здесь отчетливо обнаруживаются влияние взрослых на детей, склонности, характерные особенности каждого из детей.

Именно во время еды сильнее всего проявляются благовоспитанность или распущенность ребенка, его умеренность или жадность, уважение к окружающим и забота о членах семьи или себялюбие и требование, чтобы все самое лучшее было предоставлено ему, ребенку, чистоплотность и аккуратность или неряшливость, егозливость, болтливость, крикливость или спокойная сдержанность и умение держать себя в обществе, вежливость или грубость и ряд других качеств.

Вы пришли с детьми в гости к друзьям. Вас угощают. Дети садятся за стол вместе со взрослыми или иногда отдельно. В манере занимать места за столом (раньше взрослых, шумно, суетливо или спокойно, не беспокоя соседей), держать вилку и нож, подносить ко рту и разжевывать пищу (неторопливо, бесшумно или, наоборот, жадно и чавкая) ярко обнаруживается, хорошо или плохо воспитаны дети. Нередко неумение детей культурно вести себя за столом выступает так отчетливо, что родителям становится неловко перед гостеприимными хозяевами, и они смущенно упрекают сына: «Что с тобой, Володя?» А между тем, дома Володя все время вел себя за столом так же или почти так, не встречая со стороны родителей упрека или указаний.

Каждый из предлагаемых ниже советов, как детям следует вести себя за столом, имеет значение не только в смысле гигиены и культуры приема пищи, но и более общее воспитательное значение.

Неумение культурно вести себя за столом почти всегда есть показателем общей распущенности, разгильдяйства, избалованности. Нередко эти недостатки начинают проявляться у детей младшего возраста именно во время еды, поэтому за поведением ребенка за столом надо следить самым тщательным образом.

В каждой семье существует свой режим, в частности определенный распорядок приема пищи. Он зависит от времени работы взрослых, времени ухода в школу и прихода из школы каждого из детей (одни дети учатся в первую смену, другие — во вторую), от жилищных условий и т. п. Поэтому часы завтрака, обеда, ужина не только в разных семьях, но нередко и для детей разных возрастов в одной семье могут быть различны, однако во всех случаях они должны быть установлены целесообразно, строго определенно и точно соблюдаться детьми. Недопустимо есть наспех, на ходу — «Скорей, скорей, опаздываю в школу!». Едва ли нужно подробно объяснять, почему это правило должно строго соблюдаться: этого требует и гигиена питания и педагогическая задача воспитания организованности, дисциплинированности. В выходные дни и во время отпуска родителей вся семья (за исключением, конечно, самых маленьких детей) должна собираться за столом для завтрака, обеда, чаепития.

Когда вся семья собралась за столом, дети должны также сидеть каждый на своем месте. Недопустимо, когда взрослые тратят много усилий, чтобы собрать, наконец, всех детей (или даже посадить за стол одного ребенка, не приученного к порядку).

Следите, чтобы дети сидели за столом прямо, не разваливаясь на стуле, не облокачиваясь на стол. Класть локти на стол незачем, во-первых, потому, что это мешает соседям, и, во-вторых, потому, что молодым людям не нужны какие-то подпорки.

Нередко дети, сидя за столом, егозят, вертятся, толкают соседей, толкают ногами даже сидящих напротив. Иногда эта чрезмерная подвижность происходит от общей повышенной нервозности ребенка, а нередко и потому, что он садится за стол, оторвавшись от шумной, подвижной игры. Следите, чтобы дети заканчивали игры за некоторое время до приема пищи, чтобы у них было время успокоиться.

Занимать место за столом надо спокойно, без шума и грохота.

Проверьте, вымыли ли дети, садясь за стол, руки.

У некоторых детей имеется привычка, которую родители должны пресечь: держать левую руку под столом. Следите, чтобы кисти обеих рук были на столе. Опущенная под стол левая рука искривляет положение туловища; это вредно и некрасиво. Левая рука нужна во время еды, чтобы подносить ко рту хлеб, держать вилку, когда в правой нож.

Нельзя вскакивать с места, пока все сидящие не кончили есть или пока, по окончании еды, дети не получили разрешения встать из-за стола.

Правильно пользуйтесь ложкой, вилкой, ножом и другими принадлежностями столового прибора.

Ребенок «часто держит ложку, вилку, нож в кулаке. Это неуклюже, некрасиво и ограничивает правильное оперирование ими. С раннего детства приучайте ребенка правильно держать их.

Очень часто дети вливают содержимое ложки в рот с ее узкого конца или же засовывают всю ложку в рот. Держать ложку нужно параллельно губам и, слегка наклонив один край ее ко рту, вливать в рот ее содержимое, не всасывая его со свистом и хлюпаньем.

Нельзя брать своей ложкой, вилкой или ножом кушанье из общей миски, блюда или вазы.

Если надо разрезать какое-либо кушанье, вилку следует держать в левой руке, придерживая ею кусок, от которого отрезается часть, нож — в правой. При этом не надо мясо или другое кушанье сразу нарезать на мелкие куски, так как оно быстро стынет. Отрезайте по небольшому кусочку по мере того, как съедаете его.

Вилку держать не перпендикулярно к тарелке, а наклонно. Нельзя есть с ножа. Ведь, засовывая нож в рот и двигая им там, дети рискуют порезаться. Сотрапезникам очень неприятно глядеть, как их соседи суют нож себе в рот. Рыбу, котлеты, битки, вареные овощи и другие мелкие кушанья не надо резать ножом, достаточно легко вилкой отделять небольшие кусочки, в крайнем случае придерживая основной кусок корочкой хлеба (вилку при этом держать в правой руке).

Бывшие уже в употреблении вилку, ложку, нож не класть на скатерть — она запачкается; их надо оставлять на тарелке.

Иногда дети по окончании еды резко отодвигают или отталкивают от себя тарелку. Подумайте, какой беспорядок создался бы на столе, если бы так поступали все сотрапезники!

Нередко дети за столом привередничают: «Этого не ем, того не хочу», а иногда не стесняются даже заявлять: «Фу, какое невкусное» (или даже «противное»).

Конечно, у каждого свои вкусы. Одному больше нравятся одни кушанья, другому — другие. Однако надо приучать детей сдерживать свои суждения за столом о качестве поданных кушаний, в особенности в такой невежливой, отбивающей аппетит у соседей и обидной для хозяев форме. Отвращение к тому или другому кушанью, как болезненное явление (идиосинкразия), встречается очень редко. Обычно же детское «невкусно», «не буду есть» и т. п.— проявление избалованности, каприз, которому нельзя потакать («Ах, не хочешь это, на вот другое»).

Следует приучать детей с раннего детства нормально есть все, что подается в данной семье на стол, при условии, конечно, что кушанье приготовлено удовлетворительно. Для этого:

  1. дети не должны «кусочничать» между установленными часами приема пищи, есть не вовремя лакомства и т. п.;
  2. завтрак, обед, ужин в данное время для семьи или для данного ребенка (в зависимости от часов школьных занятий) должны   происходить в строго установленное время;
  3. ребенок должен достаточно пользоваться свежим воздухом и движениями (прогулки, подвижные игры, неутомительный физический труд);
  4. пища должна быть достаточно  питательной,   вкусной,  разнообразной (ведь и самое любимое кушанье, если его  есть ежедневно,  может  опротиветь);
  5. большое внимание следует уделить сервировке стола. Мы не говорим об изысканных, дорогих сервизах, но накрытый чистой скатертью стол, аккуратно положенное на блюдо, в миску и красиво гарнированное кушанье сильно способствует аппетиту.

Неприятное впечатление производят дети, вяло и с брезгливой миной копающие, ковыряющие вилкой положенное им на тарелку кушанье или вылавливающие неугодные им кусочки и раскладывающие их по краям тарелки в виде какого-то мусорного бордюра. Иногда дети выцеживают только жидкость (например, из щей), оставляя не съеденными все вареные овощи. Если какое-либо блюдо ребенку не нравится, дайте его немного, но с тем, чтобы оно было съедено, а не разбрызгано по тарелке.

Необходимо преодолевать проявления неумеренности, чревоугодия, жадности по отношению к «любимым» кушаньям. Зная, что это блюдо нравится ребенку, можно ему дать, не обездоливая других, немного большую порцию, но не чрезмерную. Недопустимо, чтобы дети сами хватали со стола любимые кушанья, сладости, фрукты. Дети младшего возраста вообще ничего сами брать с общего стола не должны — им дают родители.

Дети старшего возраста, подростки берут закуски, фрукты и другие находящиеся в общем пользовании на столе кушанья наравне со взрослыми, соблюдая сами при этом следующие правила:

  1.  не брать первыми, а дождаться, когда возьмет сначала кто-либо из взрослых;
  2.  прежде чем положить себе на тарелку, надо предложить соседям;
  3.  накладывая себе на тарелку, соблюдать меру;
  4.  не отбирать себе самые лучшие куски, самые спелые и крупные плоды, оставляя другим, что похуже; брать подряд то, что лежит ближе.

Обратите внимание, как дети подносят еду ко рту, как пережевывают пищу. Некоторые хватают большие куски, набивая ими полный рот, давясь, почти не пережевывая пищи, глотают кусок за куском. Другие нервно, порывисто зачерпывают ложкой или нанизывают кусок на вилку и быстрым движением руки, порывисто, нагнув к тарелке шею, почти бросают пищу в рот, как будто опасаясь, что кто-то отнимет ее.

Неприятны для окружающих и эта алчная торопливость, и вялое, медленное поднесение пищи ко рту, как будто ребенок ест что-то противное, нехотя выполняя тяжелую обязанность.

Приучайте детей есть бесшумно. Отталкивающее впечатление производят те, кто со свистом, хлюпаньем втягивают, всасывают жидкую пищу с ложки или же чавкают, причмокивают языком, шлепают губами, разжевывая пищу.

Когда делаешь по этому поводу замечание детям, требуешь: «Ешьте бесшумно»,— они иногда отвечают, что «иначе не умеют», что «так само получается», что «иначе нельзя, надо ведь жевать». Покажите детям, что «иначе можно»: жевать с закрытым или почти закрытым ртом, двигая челюстями, но не раскрывая широко губ. Отучить и отучиться от этих несуразных звуков легко, надо только побольше проявлять настойчивости.

Одни дети едят чрезвычайно много хлеба, набивая кусками его полный рот, а другие почти не употребляют хлеба. И то и другое ненормально. Если родители вовремя не обратят внимания на это, то у детей неправильное потребление пищи входит в привычку. Нельзя выгрызать только мякиш или, наоборот, откусывать только корочку, оставляя возле своего прибора много обкусков. Недопустима привычка катать из хлеба шарики, мелко крошить куски хлеба и т. п. Не следует подносить ко рту большой ломоть, а надо отламывать левой рукой небольшие кусочки.

У некоторых детей — привычка: едва сядут за стол, начинают пить (и притом в неумеренном количестве) воду. Это мешает правильному пищеварению.

Едва ли нужно здесь говорить о недопустимости употребления детьми спиртных напитков. Это само собой разумеется. Между тем, мы наблюдали иногда, как сами родители угощают детей не только пивом или вином, но даже водкой.

Нам случалось видеть в некоторых столовых плакат: «Когда я ем, я глух и нем». В ответ на это остряки придумали афоризм с противоположным смыслом: «Когда я кушаю, я говорю и слушаю».

Кто же из них прав? Если подходить к вопросу педантично, то можно сказать: «Есть надо молча, сосредоточив мысль всецело на еде, желудочный сок будет выделяться при этом лучше, пищеварение правильней и т. п.». Однако было бы странно требовать или советовать, чтобы в те редкие промежутки времени, когда вся семья собирается вместе, члены семьи в течение получаса или больше сидели молча и только сосредоточенно «вкушали». В жизни так не бывает, и совершенно незачем процесс еды превращать в какой-то ритуал.

Совершенно невыполнимо было бы требование, чтобы дети ели абсолютно молча. Ведь и мы, взрослые, ведем беседу во время обедов и ужинов, выступаем с речами, тостами и т. д. Надо только не допускать болтливости детей (как в жизни вообще, так, в частности, и за столом). Есть дети с повышенной нервозностью или недостаточно воспитанные, которые без умолку «трещат», вмешиваются непрерывно в разговор взрослых, перебивают речь говорящего; при этом говорят крикливо, резким повышенным голосом, смеются и т. д. От такой «беседы» надо, конечно, детей отучать.

Очень некрасиво получается, когда говорят, наполнив рот пищей. Во-первых, искажаются звуки, слова; во-вторых, окружающим неприятно видеть раскрытый рот, наполненный полуразжеванной пищей. «Сначала проглоти, а затем говори».

Приучайте детей к определенному режиму, организованности, сдержанности и такту, к умению держать себя с чувством человеческого достоинства, к вежливости и уважению к окружающим.

Умение вести себя за столом, решение вопросов, как именно вести себя за столом в каждом конкретном случае, все разнообразие которых предусмотреть невозможно, зависит от общей воспитанности ребенка.

Могучим средством воспитательной работы является, как известно, пример. Как будут вести себя дети за столом, в сильной степени зависит от того:

  1.  соблюдают ли сами взрослые — члены семьи — правила культурного поведения за столом;
  2.  достаточно ли они наблюдают за поведением детей за столом;
  3.  умеют ли они, проявляя, как говорил А. С. Макаренко, «требовательную любовь» к детям, настоять, потребовать, чтобы дети выполняли их указания. Повседневное, последовательное соблюдение правил культурного поведения за столом постепенно превращается в привычку детей, становится прочной традицией семьи.