Подготовка детей к школе

Подготовка детей к школеПодготовка детей к школе – занятие важное и необходимое. Ведь зачастую успешность школьника зависит от того, насколько у будущего первоклассника сформированы необходимые качества и навыки. Сейчас мы не будем говорить об общей подготовке к школе (например, овладение программой дошкольного учреждения). Также мы не будем затрагивать тему общения, хотя умение выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми также является важной основой успешности ребенка в школе.

В данной статье пойдет речь о тех моментах, которые приводят к сбою в учебной деятельности (то есть о несформированности умения учиться), или к негативному отношению к учебной деятельности (то есть отсутствию желания учиться). Таким образом, мы с вами остановимся на главных линиях психологической подготовки к школе.

Одним из важных моментов является общее развитие ребенка. Когда ребенок станет школьником, его уровень развития должен соответствовать определенному уровню. Здесь мы имеем ввиду развитие мышления, памяти, внимания. И здесь очень важно наличие у ребенка общего запаса знаний и умений, а также умения производить определенные действия в уме. Ребенок должен уметь обобщать предметы одного вида, вычленять из общего ряда лишний предмет, находить сходства и различия.

Еще одним важным моментом подготовки ребенка к школе есть развитие произвольности – важнейшего навыка, который позволяет управлять собой, своим поведением. Ведь для ребенка дошкольного возраста характерно так называемое «полевое» поведение: увидел яркий предмет, случилось интересное событие, – и все, отвлекся от деятельности, которой занимался. Другими словами, попал в «поле» предмета, и «пропал» там. Конечно, говорить о сформированности произвольного поведения можно будет только к 11 годам жизни ребенка, но основы произвольного – волевого поведения должны быть заложены воспитанием уже в дошкольном возрасте. Это и умение доводить пусть маленькое дело, но до конца; выписывать, хоть и с трудом, такие неподдающиеся палочки и буквы; зашнуровывать и завязывать туфли и ботинки. Проще говоря, делать не только то, что так хочется, но и еще то, что нужно, хоть, может, и не очень хочется (или может быть не хочется вообще).

Стоит отдельно сказать о еще одном важном и непростом моменте готовности к школе. Это выработка мотивов именно познавательной деятельности, то есть желания учиться из интереса к учебе и изучаемым предметам. Часто побудительными мотивами к школе являются такие: приобрести новых друзей, или одеть серьезную школьную форму и ходить с красивым портфелем.

Развитие глубокой мотивации как стремления приобретения знаний способствует в будущей учебе школьника преодолению трудностей. А трудностей у каждого первоклашки немало. Поэтому очень важно учесть все психологические составляющие при подготовке ребенка к школе.