Обучение детей и обязанности родителей

Все необходимое для школы нужно приготовить с вечераОбучение детей — это напряженный труд. Для того чтобы успешно учиться, дети должны систематически и настойчиво работать. В процессе учебной работы они приобре­тают полезные трудовые навыки, учатся пла­нировать свое время, мыслить, критически анализировать явления, у них развивается и крепнет воля.

Родители могут во многом помочь детям лучше учиться. Прежде всего они должны следить за тем, чтобы дети выполняли тре­бования школы, касающиеся организации учебы, и способствовать соблюдению этих требований. Для этого необходимо:

а)  обеспечить  детей школьной формой.  Нельзя допускать, чтобы дети находились дома в той же одежде, в какой они ходят в школу. Необходимо приучать их по возвра­ щении   из   школы  обязательно  снимать школьную форму и надевать до­машнюю одежду. Заботливые родители не должны допускать, чтобы их дети ходили в школу в грязной одежде;

б)  приучить детей с вечера приготовлять все нужное для школы — чистить обувь,  пальто, гладить форму, носовой платок, укладывать сумку. Часто дети опаздывают в школу именно потому, что не приготов­ляют с вечера все необходимое или же не имеют определенного места для своих вещей и долго ищут их. Спеша в школу, они нер­вируют своих родителей, волнуются сами, забывают нужные принадлежности и часто приходят в школу без ручек, тетра­дей и т. п.;

в)  требовать от детей бережного, хозяй­ственного обращения со своими вещами;

г)  категорически запрещать детям брать с собой в школу вещи, не нужные для учения;

д)  создавать условия для того, чтобы дети вовремя вставали, обязательно завтракали, не торопясь и вовремя шли в школу. Приучить их приходить в школу не раньше чем за 10 минут до начала занятий, чтобы у них не оставалось времени для шалостей;

е)  если ученик заболел или не может прийти в школу по другим уважительным причинам,— не забыть сообщить в школу, чтобы не беспокоить классного руководителя и не заставлять его лишний раз приходить к ученику.

Одна из важнейших обязанностей родите­лей — обеспечение постоянного рабочего ме­ста детям. Если у детей есть такое место, они лучше работают и приучаются поддержи­вать на нем порядок.

Слишком низкий стол

Рабочее место детей включает: стол, соот­ветствующий росту ребенка (чтобы ноги всей ступней касались пола или подножки стола). Рядом должна находиться полка для учеб­ников, тетрадей и других учебных принад­лежностей. Над столом необходимо выве­сить расписание уроков и распорядок (режим) дня. При работе за очень высоким столом у школьника искривляется позвоночник.У младших школьников, кроме того, на столе должны всегда находиться чернильница, набор цветных карандашей, пресс-папье, промокательная бумага; в ящи­ке стола — принадлежности для счета, рисо­вания и т. п. Лампу (с абажуром) нужно обязательно ставить слева. Абажур нужен для того, чтобы свет не падал в глаза и не ослеплял детей.

Все это необходимо для того, чтобы сохра­нить здоровье и зрение детей, создать усло­вия для правильного физического их разви­тия. Если стол не соответствует росту ребен­ка, то ежедневные систематические занятия за ним быстро его утомляют и приводят к искривлению позвоночника. Если свет па­дает неправильно или он слишком слаб, то у детей развивается близорукость.

Так нужно сидеть, работая за столом

Гигиена труда детей — необходимое усло­вие для успешного учения и правильного физического их развития. Нельзя допускать, чтобы дети занимались выполнением домаш­них заданий больше, чем нужно.

Уроки дети должны готовить в одни и те же часы и не больше отведенного вре­мени. Учащиеся любят ссылаться на то, что, мол, у них много уроков, а родители часто соглашаются с этим и позволяют им рабо­тать слишком долго. Многие дети, не пере­гружая себя, своевременно и вполне удовле­творительно выполняют домашние задания. Это бывает тогда, когда они внимательно слушают в классе объяснения учителя, ста­раются понять материал урока. Если же учащиеся плохо слушали преподавателя, не по­няли правила или задачи, неправильно за­писали домашние задания и т. п., то они долго сидят дома над уроками.

Быстро и хорошо готовят уроки также те дети, которые работают дома в соответствующих санитарно-гигиенических условиях.

Нельзя допускать, чтобы дети сразу же по приходе из школы садились за уроки. После школы им нужно пообедать и погу­лять на воздухе не меньше 2 часов, выпол­нить свои обязанности по дому, помочь родителям.

Перед тем как начинать выполнение до­машних заданий, нужно хорошо проветрить комнату. Когда учащиеся готовят уроки, необходимо выключить радио, создать в комнате тишину, не отрывать детей ни для каких поручений. Категорически запреща­ется кому-либо из взрослых курить в ком­нате, где занимаются дети.

Надо приучить детей через каждые 45 ми­нут делать перерыв на 5—10 минут.

От умения внимательно, вдумчиво рабо­тать, не занимаясь ничем посторонним, за­висит не только своевременное и удовлетво­рительное выполнение домашних заданий, но и количество затраченного на них вре­мени. Когда дети сели за подготовку уроков, их нельзя отрывать от работы: «Сбегай за хлебом», «Принеси воды», «Подай гребе­шок», «Закрой двери» — такие и другие мел­кие поручения во время выполнения домаш­них заданий отвлекают внимание, не дают сосредоточиться, мешают вдумчиво рабо­тать.