ОБ ОСНОВНЫХ МЕТОДАХ ВОСПИТАНИЯ

Об основных методах воспитания Методами воспитания  педагогика называет совокупность приемов и средств, применяемых для воздействия на детей с целью привить им устойчивые убеждения и навыки поведения.

Универсальных методов воспитания не может быть. Средства влияния зависят от того, чего добиваются родители. Не во всех случаях одни и те же методы могут быть пригодны. Главное заключается в том, чтобы средства воздействия на ребенка развивали в нем активность, сознательность и внутреннюю потребность выполнения тех или иных действий.

Одним из основных методов воспитания является убеждение.

Оно рассчитано на то, чтобы повлиять на сознание ребенка и внушить ему, что плохо а, что хорошо. Воздействие убеждением на сознание и разум ребенка дает возможность закрепить положительные черты его характера и научить его правильно вести себя. Если ребенок не понимает, чего от него требуют и для какой цели, он выполняет требования взрослых автоматически, под влиянием страха.

Основной   формой   убеждения   должно стать разъяснение. Эффективность его зависит от авторитета родителей. Если они наказывают ребенка за малейшие проступки, каждый раз оскорбляют его за незначительные ошибки и промахи, то слово таких родителей не будет авторитетным в его глазах. Часто родители говорят: «Я требую от тебя», «Я не хочу слушать твои доводы», «Делай так, как я сказал». Зная характер родителей, дети стараются скрыть от них свои неудачи и ошибки, чем увеличивают свою вину. Это происходит потому, что никто из взрослых не разъяснил им своевременно ошибочность их поведения, не помог понять сущность ошибки. Конечно, легче заставить ребенка выполнить то или иное действие, принудив его к этому силой родительской власти, но таких родителей дети не уважают, а боятся их, не обращаются к ним за советом и утаивают от них свои поступки. Есть немало случаев, когда ребенок, получив двойку, быстро исправляет ее, так как убедительное, чуткое слово родителей вызывает в нем чувство чести, желание исправиться. Но нередко бывает и так, что ребенка за первую двойку наказали, вторую и третью он скрыл от родителей, а потом уже стало поздно исправлять такое количество двоек. Нельзя действовать на детей угрозами, оскорблениями и унижением их достоинства. Чуткое слово родителей, своевременное разъяснение и убеждение дадут гораздо больше.

Наиболее действенным способом убеждения является личный пример родителей. Дети, особенно младшего возраста, часто говорят: «А моя мама сказала так», «Мой папа делает так» и т. п. Порой родители сами не замечают силы воздействия своего примера на детей. А дети все учитывают: как относятся друг к другу отец и мать, как они относятся к своим родителям (к бабушкам и дедушкам детей), к соседям, гостям, какие мнения они высказывают. Все это активно воздействует на мировоззрение детей, на их взгляды. Дети заимствуют от родителей и привычки. Можно с уверенностью сказать, что если сами родители не моют рук перед едой, не моют ног, ложась в постель, не пользуются носовым платком, не проявляют в обращении друг к другу или к детям вежливости (не говорят «Пожалуйста», «Благодарю» и др.), то трудно будет доказать детям необходимость проявлять такую же вежливость по отношению к отцу и матери, к товарищам. Ребенок чутко воспринимает фальшь в поведении старших.

Иногда родители делают детям замечания за их нерадивое отношение к учению, ругают их за пропуски уроков, а сами между тем допускают прогулы и опоздания на работу без всяких уважительных причин.

Случается, что отец или мать по причинам бытового характера не выходят на работу, а ребенку велят, если кто-нибудь спросит, говорить, будто они больны. Иногда старшие оставляют школьника дома в силу домашних обстоятельств, но ему приказывают говорить в школе, что он был болен. Все это приучает к лживости и фальши. Такое поведение родителей особенно подрывает их престиж в глазах детей. Основой авторитетного личного примера в воспитании детей является моральная устойчивость, идейная убежденность и правдивость старших.

Важнейшее значение для авторитета родителей имеет единство их слов и действий. Если они требуют, чтобы ребенок хорошо учился, они должны сами добросовестно относиться к своей работе. Если они требуют правдивости, то должны прежде всего сами быть во всем правдивыми. Воспитание при помощи личного примера обязательно требует наличия у родителей тех черт, которые они хотели бы видеть у детей. «Главной основой авторитета родителей, говорил А. С. Макаренко, только и может быть жизнь и работа родителей, их общественный облик и поведение».

Воспитание детей в семье должно быть направлено не только на усвоение детьми определенных моральных норм и правил, но и, главным образом, на то, чтобы приучить их выполнять эти нормы и правила. Для этого необходимо, чтобы дети систематически повторяли положительные действия. Бывает так, что дети дают слово больше не поступать плохо, но не сдерживают обещания. Расхождения между словами и делами — самая отталкивающая черта человека. Такой человек становится болтуном, лжецом.

Если дети постоянно нарушают слово, им никто не верит. В семье и коллективе для них создается тяжелая обстановка. Ученику, не возвращающему вовремя книг из библиотеки, не дают больше книг. Если он одолжил у товарища какую-нибудь вещь и не вернул ее своевременно, ему больше не будут одалживать. Если ребенок пообещал старшим возвратиться с гуляния в таком-то часу и не сделал этого, его больше не будут пускать на прогулку.

Привычки и твердость слова у ребенка можно выработать только приучая его с самого младшего возраста.

Застарелые нехорошие привычки труднее искоренять. Родители должны терпеливо, систематически добиваться того, чтобы у ребенка слово было твердым: взял книгу в библиотеке или у товарища — верни своевременно; одолжил что-нибудь — не забудь отдать; испортил чужую вещь — обязательно возмести; обещал прийти на собрание — выполни обещание; дал слово больше не опаздывать в школу — приходи на уроки вовремя и т. п. Неуклонно приучая ребенка держать слово, родители способствуют воспитанию у него сильной воли, точности, распорядительности, собранности, а также устойчивых культурных навыков.

Для детей младшего возраста, пока они не вступили в сложные человеческие взаимоотношения, послушание — одно из важнейших качеств. Если дети послушны в младшем возрасте, то, став более взрослыми, они проявляют сдержанность. Послушание — необходимая ступень в развитии и укреплении воли. «Но,— как говорил А. С. Макаренко,— нас не может удовлетворить простое, а тем более — слепое (которого обычно требовали в старой дореволюционной школе) послушание. От детей надо добиваться не просто послушания, а понимания того, для чего нужно выполнить то или иное требование. Послушание не должно строиться на чувстве страха и боязни наказания. Дети должны понимать необходимость того, чего от них требуют, и уметь сознательно отказываться от собственных желаний, если выполнение их причинит вред другим. Только тогда послушание превращается в устойчивое качество — дисциплинированность. Недисциплинированный же ребенок может внешне отказаться от своего намерения, но при первом же удобном случае он приведет в исполнение свое намерение, если не будет сознавать, что это вредно.

Таким образом, дисциплинированность является результатом длительного и систематического воспитания, для чего от родителей требуется терпеливая, кропотливая работа и внимание к поведению детей.

В своей требовательности родители должны быть последовательными. Послушание детей — это показатель правильного воздействия на них.

Нельзя допускать разнобоя в требованиях отца и матери, когда, например, отец требует ложиться спать в 9 часов, а мать разрешает лечь в 10 часов; или мать запретила идти в кино, пока не будут приготовлены уроки, а отец позволяет закончить их после кино и т. п. отсутствие согласованности и взаимопонимания между отцом и матерью чрезвычайно вредно отражается на воспитании детей: они скоро перестают признавать авторитет обоих родителей, а потом и учителей, становятся упрямыми, своевольными.

Упрямство — очень большой недостаток поведения детей. Упрямые дети часто, даже зная ошибочность своих поступков, понимая предосудительность своих желаний, все же делают так, как им хочется. Они сплошь и рядом не слушают полезных советов, не выполняют желаний и даже приказов старших. «А я не буду», «А я не хочу» — таковы характерные заявления их. К упрямым детям следует подходить осторожно, считаться с их болезненным упорством, пока они сами не осознают неправильность своего поведения.

Родители допускают серьезную ошибку, когда требуют от упрямого ребенка выполнить то или иное поручение немедленно. «Я не отступлю от тебя, пока ты не сделаешь этого»,— часто говорят родители, еще больше раздражая упрямца. Настойчиво требуя безотлагательного послушания, отец или мать ставят себя в невыгодное положение, так как сами проявляют упрямство.

Правильнее иногда оставить такого ребенка в покое, якобы не замечая его упрямства, и дать ему успокоиться. Большая ошибка — заставлять упрямого ребенка силой что-нибудь сделать тогда, когда он раздражен и упорствует.

Нередко бывает, что ребенок отказывается от еды. Но достаточно замолчать и отвернуться от него, достаточно спрятать эту еду или отдать ее другому — и ребенок сам попросит есть, а в другой раз уже побоится отказываться.

Часто случается, что ребенок настойчиво требует дать ему есть или подать какую-нибудь вещь или одеть его сию же минуту и неистово кричит, если его сразу же не послушают. Подобное упорство связано с отсутствием терпения. Детей необходимо повседневно упражнять в терпении, укреплять это качество: подожди, пока настанет время есть, обожди, пока я освобожусь, чтобы одеть тебя, и т. п. Воспитание терпения — обязательное условие формирования сильной воли и характера.

Поощрения и наказания

За хорошие поступки детей нужно хвалить, за систематическое и умышленное нарушение правил поведения нужно бывает и наказать. Поощрение и наказание — важнейшие средства воспитания. Безнаказанность способствует тому, что из детей вырастают сорванцы, хулиганы. А. С. Макаренко говорил, что тот, кто думает воспитывать детей только уговариванием, не может рассчитывать на успех. Иногда нужно принуждать детей, используя родительскую власть, делать даже то, что им не нравится. Любовь и уважение к детям должны сочетаться со строгой, но справедливой требовательностью. Чем больше справедливости будет в поступках родителей, тем сильнее будет их влияние на ребенка.

О справедливости родителей ребенок судит прежде всего по тому, как они отмечают хорошие поступки его. Дети любят, когда такие поступки замечают и поощряют. Пусть ребенок всегда отличался неаккуратностью, но если он хоть раз был одет чисто, аккуратно, это нужно подчеркнуть: «Сегодня приятно на тебя посмотреть». Пусть мальчик или девочка никогда не брались за веник, чтобы подмести; но если они хоть раз это сделали, нужно обязательно сказать хотя бы: «Хорошо, что ты помог мне» или «Ты можешь стать хорошим помощником». Нельзя не реагировать и тогда, если ребенок спрашивает: «Папа, я правильно сделал?» или «Мама, я прав или нет?». Если он прав, надо непременно похвалить его, сказав: «Ты был вполне прав». Положительная оценка действий детей поднимает их настроение. Под влиянием постоянных порицаний ребенок может привыкнуть к мысля, что он ничего не стоит, не способен ни на что хорошее, потеряет веру в себя. Если же его хорошие поступки отмечают, это побуждает его вести себя еще лучше.

Более высокой ступенью поощрения является награда, вызывающая приятное чувство гордости. Но неуместная награда может причинить большой вред.

Если ученик получил хорошую оценку в школе, то за это нужно похвалить, но для награды здесь еще нет никаких оснований: ведь школьник должен хорошо учиться. Если ребенок исправно выполнил свою обязанность по дому — подмел комнату, приготовил пищу, накормил поросенка — за это надо похвалить, но для награды и в данном случае нет основания.

Чрезвычайно вредно приучать детей к выполнению своих обязанностей за определенное вознаграждение: «Если получишь пятерку в школе» или «Если подметешь комнату, дам тебе денег на кино или куплю что-нибудь».

Однако дети иногда проявляют большую инициативность и старание. Так, девочка, наряду с выполнением своих прямых обязанностей, решила связать для общего пользования скатерть, пошить маленькой сестре платьице; мальчик по собственной инициативе взялся отремонтировать брату санки, изготовить для хозяйственных надобностей взрослых какую-нибудь вещь, скосить сено, обкопать деревья в саду. Такие поступки заслуживают не только одобрения, но и благодарности и даже награды. В подобных случаях правильно будет наградить ребенка книжкой, коньками, лыжами, санками, игрушками, купить во внеочередном порядке ботинки, рубашку. Но награждение детей деньгами недопустимо ни при каких обстоятельствах.

Важнейшее условие эффективности поощрения — справедливость в оценке. Если детей младшего возраста можно иногда хвалить за какие-нибудь поступки, то те же поступки детей старшего возраста уже не должны вызывать такую же оценку. Незаслуженные поощрения приводят к зазнайству, чванству.

Действенным методом воспитания может быть и наказание, если оно вызывает чувство стыда, заставляет задуматься над своим неправильным поведением, возбуждает желание исправиться.

Если наказанный ребенок не реагирует и не обнаруживает никакого желания устранить недостатки в своем поведении, то это — следствие порочного, неправильного воспитания.

Наказание должно помочь ребенку осознать свои ошибки и больше не повторять их. Необходимое условие правильного применения наказания — полное единство между отцом и матерью: если наказал отец, мать не должна прощать ребенка и наоборот. Не меньшее значение имеет последовательность в действиях родителей: наказанного ребенка нельзя тут же ласкать,— наоборот, дети должны чувствовать, что их проступки возмущают старших.

Очень болезненно воспринимают дети, если с наказанным ребенком не разговаривают, некоторое время не обращают на него никакого внимания. Но это оказывает свое действие только тогда, когда ребенок привык к постоянному вниманию и ласке.

Эффективным бывает лишение наказанного ребенка какого-нибудь удовольствия — например, его не пускают в кино, в гости.

Наименьшие результаты дает физическое наказание. Оно озлобляет ребенка, возмущает, унижает его достоинство и вызывает враждебное отношение к родителям. Такие наказания не воспитывают, а запугивают. «Я не видел ни одной семьи,— писал А. С. Макаренко,— где физическое наказание приносило бы пользу. Побить мальчика в 12—13 лет — это значит признать свое полное бессилие перед ним. Это значит, возможно, навсегда порвать с ним хорошие отношения.

Макаренко говорил, что наказание не должно причинять физического страдания, а также что наказанный ребенок должен понимать, чего от него требуют. Прежде чем наказать, нужно выяснить, почему и при каких обстоятельствах совершен был проступок. Возможно, что ребенок не мог иначе поступить, что его побудили к этому старшие дети, что он сделал так в отчаянии, под влиянием страха и т. п.

Наказание — отнюдь не единственное средство, способствующее тому, чтобы провинившийся осознал свой поступок: иногда сердечное, чуткое слово родителей действует гораздо сильнее.

Эффективным видом наказания может быть принуждение выполнить работу или попросить извинения. Главное — не спешить с наказанием. Следует помнить также, что постоянная угроза наказания часто вызывает безразличие к нему.

Итак, воспитание в семье — это длительный процесс систематического воздействия на ребенка. Нельзя воспитать детей одним-двумя наказаниями, несколькими поучительными беседами. Родители должны всегда проявлять интерес к детям, заботиться и постоянно активно влиять на них.