Карл Кикхайфер - отец Mercury Marine

Американская компания по производству оборудования для маломерных судов Mercury Marine была основана более 70 лет назад, в далёком 1939 году.

Поводом для её основания стало создание Карлом Кикхайфером в соавторстве с группой молодых конструкторов уникального для того времени лодочного двигателя, который на долгие годы определил направление и приоритеты в деле проектирования и производства моторов для маломерных судов.

История создания этого двигателя очень интересна. Дело в том, что Кикхайфер совсем не собирался заниматься лодочными моторами, свой бизнес он хотел построить на производстве молочных сепараторов, для чего и приобрёл по случаю обанкротившуюся фирму, занимавшуюся некоторое время изготовлением двигателей для маломерного флота. Вместе с производственными помещениями к нему в собственность перешло и 300 единиц бракованной продукции. Будучи талантливым инженером и рачительным хозяином Кикхайфер и его не менее талантливые и увлечённые единомышленники исправили брак и внесли в конструкцию лодочных моторов кое какие инновации, которые, по их мнению, должны были сделать моторы более надёжными и долговечными. Американская торговая сеть MontgomeryWard, которая приобрела у Кикхайфера эти двигатели, после их реализации стала получать многочисленные просьбы от владельцев моторных лодок и катеров о продаже им подобных двигателей. Тогда Montgomery Ward сделала Кикхайферу деловое предложение, от которого он, как говорится, не смог отказаться, и которое стало толчком для разработки лодочного мотора впоследствии названного, очевидно в честь бога торговли, Mercury. А компания по производству магнитных сепараторов для молочной промышленности Kiekhaefer Corporation мгновенно превратилась в компанию по производству лодочных моторов Mercury . А через год после своего основания, после рекламного лодочного шоу, проведенного в 1940 году в Нью Йорке, Кикхайфер уже имел заказ на 16000 лодочных моторов Mercury. Как видно, выбор названия стал попаданием в яблочко. Бог торговли сполна одарил создателя двигателя, названного в его честь.

Некоторые коррективы в планы талантливого бизнесмена и инженера ( причём неизвестно в чём он был более талантлив) внесла вторая мировая война. Чувствуя как конъюнктуру рынка в это сложное время, так и свои силы, Кикхайферввязался в тендер, объявленный правительством США на проектирование и производство лёгкой и надёжной бензопилы для нужд армии. Благодаря своему инженерному таланту он легко выиграл этот тендер и получил выгодный заказ. Всего за два месяца он изобрёл двуручную бензопилу, с уникальной системой охлаждения и лёгким двигателем. Эта пила смогла распилить бревно диаметром 610 мм всего за 17 секунд, в то время как ближайшие конкуренты смогли это выполнить только за 50 секунд. 

После войны интерес среднего американца опять переключился с военных сводок на более бытовые вещи, в том числе и на активный водный отдых. И компания Кикхайфера вновь возвращается к производству ПЛМ. Так, в 1947 году появляется на свет двухцилиндровый, десятисильный лодочный двигатель KE-7, широко известный в то время под названием «Стрела». А через десять лет, в 1957 году появляется знаменитый "Mark 75", в котором впервые была реализована идея блока лепесткового клапана, который размещался на месте промежуточного подшипника коленвала и выполнял его функции. Это позволило уменьшить объём картера, увеличить компрессию и, соответственно, значительно увеличить мощность двигателя, не увеличивая его объём. Любопытно, что коробка скоростей этого 6-ти цилиндрового навесного двигателя не имела шестерни заднего хода. Просто двигатель можно было запускать в разные стороны, как вперёд, так и назад. Для автомобиля это, понятно, было бы неудобно, а вот для катера - вполне целесообразно, потому что позволило значительно уменьшить габариты и вес редуктора. А всемирную известность "Mark 75" получил за свою выносливость. Во время испытаний на одном из озёр, названном по причине конспирации «Озеро Х» этот мотор работал без остановки в течение 68 суток!!! А лодка, оборудованная двумя такими моторами, за это время проплыла 80000 км!!! 

Отличительной особенностью любого современного лодочного мотора является выброс отработанных газов через ступицу гребного винта. За счёт разрежения создаваемого винтом, в этом случае, выхлоп становится значительно эффективнее. Не многие знают, что это техническое решение тоже, впервые было реализовано компанией Кикхайфера в модели Merc800, созданной как результат осмысления результатов испытания "Mark 75". 

В 1969 году Карл Кикхайфер покинул пост президента компании Mercury и она стала называться Mercury Marine. В настоящее время компания Mercury Marine принадлежит корпорации Brunswick. Новшества и изобретения Карла Кикхайфера являются несомненными свидетельствами технического гения этого человека. Вспомним, например, созданную им всего за два месяца бензопилу. И поэтому причина, по которой компания Mercury Marine столько лет является лидером в производстве ПЛМ, тоже, в этом свете становится вполне очевидной. Решение технических проблем любой сложности для компании Mercury Marine, становится возможным благодаря многолетнему опыту работы рука об руку с этим талантливым инженером и не менее талантливым руководителем. В каждом лодочном двигателе Mercury, от мощного стационарного MerCruiser до легкого двухтактного (Mercury 15M), продолжает жить частичка гения этого удивительного человека.

http://kapitan.ua/category/lodochnye-motory/