Один из самых больших крещенских праздников, который завершает зимние Святки - Крещение Господне, или, по-народному, Водокрещение, или Богоявление.
По сказаниям Евангелия, в этот день Иисус пришел на реку Иордан. Там произошло крещение Иисуса Христа, как очищение от грехов. Было ему тогда 30 лет.
Конечно же, Иисус был безгрешен, и принятие им крещения означало освящение обряда, очищающего человека.
Почему же тогда праздник называют Богоявлением? Потому что, говорит Евангелие, в то время, когда крестили Иисуса, с неба сошел Святой дух. Принял он образ земной и чистый – птицы голубя.
Наши предки с Богоявлением связывали различные приметы, легенды, обычаи и чудеса. По легенде, в ночь на Крещение – с 18 на 19 января, ровно в полночь каждый водоем начинает приходить в движение. Так вода знаменует память вхождения Иисуса Христа в воду во время Крещения. И такое чудо происходит из года в год.
Поэтому речная вода в этот день приобретает огромную силу. Так как в ней купался Господь, вода приобретает в этот день необычайные целительные возможности. Люди издавна ждали Водокрещения, и в этот день после богослужения все шли к реке, озеру, пруду, водоему. После освящения воды ее набирали с собой, несли домой и хранили целый год, используя в случае крайней необходимости. Этой водой издавна лечили даже самые тяжелые недуги, как тела, так и души.
Интересно, что вода в течение всего года действительно сохраняет и биологическую активность, и свежесть, и лечебные свойства. И еще считалось, что зачерпывать воду нужно как можно пораньше – тогда она будет иметь больше чудодейственных свойств. Девушки умывались святой водой, чтобы румянец не сходил со щек. А вот на купание решались самые смелые, - считалось, что тот, кто искупался в этот день, никогда болеть не будет.
После службы, набирания воды и купания все возвращались домой. Старший в семье мужчина кропил водой все хозяйство, а женщины в это время накрывали на стол. Перед едой обязательно нужно было сделать глоток освященной воды.
Интересно, что вначале праздник Богоявления отмечали вместе с Рождеством. Так было со второй половины второго столетия н.э. И только в шестом столетии оба праздника стали отмечать отдельно – как и сейчас.