Вы здесь: Главная Советы родителям о воспитании детей Основные вопросы семейного воспитания Как родители могут помочь детям в учебе
Помощь детям в учебе должна заключаться в том, чтобы приучать их к самостоятельной работе.
Для этого не нужно непосредственно помогать им в решении задач или выполнении упражнений: следует только натолкнуть их на правильный путь, научить самим находить и исправлять свои ошибки, посоветовать еще раз повторить правило, условие задачи, еще раз сверить с текстом учебника написанное и т. д. Умение самостоятельно работать обеспечивает успех не только в учении, но и в будущем — в трудовой деятельности. Без контроля родителей возможны срывы в занятиях детей независимо от их возраста — «забыл», «загулялся», «завозился» и т. п. Необходимо требовать от детей обязательно садиться за уроки в часы, отведенные для этого, создавать условия для вдумчивой работы. Если дети чувствуют интерес родителей к их учению и заботу о нем, они охотно занимаются.
Начиная с IV класса, необходимо приучать детей пользоваться различными справочниками и словарями. Поэтому нужно, чтобы у них под руками были орфографические словари, географические карты, словари иностранных языков и пр.
Очень полезно читать вслух. Это помогает выразительному чтению, способствует лучшему пониманию и запоминанию. Детей младшего возраста следует приучать рассказывать выученное кому-нибудь из взрослых. Дети, которые громко рассказывают дома выученное, более смело и уверенно отвечают учителям. Если ученик по болезни или другим уважительным причинам пропустил уроки, не следует запрещать товарищам сообщать ему пропущенное и помогать наверстать его. Это способствует дружбе и товарищеским отношениям. Но категорически запрещается кому бы то ни было оказывать детям непосредственную помощь в решении задачи или выполнении письменного упражнения. Ученик должен сам это сделать. Если дети обращаются к родителям за какой-нибудь консультацией, это очень хорошо. Но если вместо того, чтобы направить мысль учащихся на правильный путь, помочь отыскать нужную справку, родители прямо помогают решить задачу или списывают упражнение,— это недопустимо. Такая помощь причиняет детям непоправимый вред, развивает в них безволие и нежелание преодолевать трудности, приучает к опеке. Учащиеся могут приобрести прочные знания только в результате самостоятельной работы.
Таким образом, школьная учеба требует от детей ежедневной вдумчивой работы. Взрослые члены семьи, и прежде всего родители, должны относиться с уважением к умственной работе детей.
Правильно организованная систематическая подготовка домашних заданий вырабатывает у детей прочные навыки умственного труда, самостоятельность в работе и любовь к учению.
Но умственная работа детей не может ограничиваться только выполнением уроков: родители должны заботиться о более широком развитии детей. Одно из средств для этого — чтение книг. Дети должны обязательно читать рекомендованную учителями художественную литературу, интересоваться технической, научно-популярной и исторической литературой, читать газеты и журналы, посещать кино. Для общего развития детей не нужно жалеть средств.
Необходимо выписывать для них газеты и журналы, соответствующие их возрасту, систематически покупать им книги для чтения. Чем больше будут дети читать, чем выше будет их общее развитие, тем легче им будет хорошо учиться, тем культурнее будут они вести себя.
О том, какие именно газеты и журналы следует выписывать для детей того или иного возраста, можно узнать у учителей.
Семья может также быть активным помощником школы в организации различных видов политехнического обучения детей.
Политехнический характер обучения и связь с жизнью обусловили в новой трудовой школе и характер домашних заданий. Учащиеся теперь не только усваивают те или иные правила, но и выполняют практические задания по измерению площади, определению объема и высоты помещения, по составлению рабочих рисунков и пр. Для этого учащимся нужно создавать соответствующие условия, помогать им материально и организационно.
Как мы видим, школьное учение налагает на родителей много обязанностей. Основные из них следующие:
— обеспечение детей учебниками, тетрадями, учебными и письменными принадлежностями, школьной формой или специальным платьем (костюмом) и т. п.;
— воспитание надлежащего отношения к учителям, уважения к преподавателям и школе;
— установление твердого режима дня ученика и систематического контроля за его соблюдением;
— обеспечение удобного рабочего места и создание благоприятных условий для вдумчивой работы учащегося;
— воспитание самостоятельности в работе, умения преодолевать трудности и проявлять настойчивость в выполнении домашних заданий;
— развитие активности учащихся, их способностей и умения практически пользоваться знаниями, приобретенными в школе;
— систематический контроль за качеством выполнения домашних заданий, по мере надобности и возможности — проверка выполненных заданий (покажи, как ты написал, расскажи, как выучил);
— забота о всестороннем развитии детей, о создании личной библиотечки школьника, периодическом посещении кино, музеев, концертов, систематическом чтении художественной литературы в свободное от занятий время;
— контроль и забота о правильном физическом развитии детей и укреплении их здоровья;
— систематическая связь со школой.