Как родители могут помочь детям в учебе

Помощь детям в учебеПомощь детям в учебе должна заключа­ться в том, чтобы приучать их к самостоя­тельной работе.

Для этого не нужно непо­средственно помогать им в решении задач или выполнении упражнений: следует только натолкнуть их на правильный путь, научить самим находить и исправлять свои ошибки, посоветовать еще раз повторить правило, условие задачи, еще раз сверить с текстом учебника написанное и т. д. Умение само­стоятельно работать обеспечивает успех не только в учении, но и в будущем — в трудо­вой деятельности. Без контроля родителей возможны срывы в занятиях детей независи­мо от их возраста — «забыл», «загулялся», «завозился» и т. п. Необходимо требовать от детей обязательно садиться за уроки в часы, отведенные для этого, создавать усло­вия для вдумчивой работы. Если дети чув­ствуют интерес родителей к их учению и за­боту о нем, они охотно занимаются.

Начиная с IV класса, необходимо при­учать детей пользоваться различными спра­вочниками и словарями. Поэтому нужно, чтобы у них под руками были орфографи­ческие словари, географические карты, сло­вари иностранных языков и пр.

Очень полезно читать вслух. Это помогает выразительному чтению, способствует луч­шему пониманию и запоминанию. Детей младшего возраста следует приучать рас­сказывать выученное кому-нибудь из взрос­лых. Дети, которые громко рассказывают дома выученное, более смело и уверенно от­вечают учителям. Если ученик по болезни или другим уважительным причинам про­пустил уроки, не следует запрещать товари­щам сообщать ему пропущенное и помогать наверстать его. Это способствует дружбе и товарищеским отношениям. Но категори­чески запрещается кому бы то ни было ока­зывать детям непосредственную помощь в решении задачи или выполнении письменно­го упражнения. Ученик должен сам это сде­лать. Если дети обращаются к родителям за какой-нибудь консультацией, это очень хо­рошо. Но если вместо того, чтобы направить мысль учащихся на правильный путь, по­мочь отыскать нужную справку, родители прямо помогают решить задачу или списы­вают упражнение,— это недопустимо. Такая помощь причиняет детям непоправимый вред, развивает в них безволие и нежелание преодолевать трудности, приучает к опеке. Учащиеся могут приобрести прочные знания только в результате самостоятельной ра­боты.

Таким образом, школьная учеба требует от детей ежедневной вдумчивой работы. Взрослые члены семьи, и прежде всего ро­дители, должны относиться с уважением к умственной работе детей.

Правильно организованная систематиче­ская подготовка домашних заданий выраба­тывает у детей прочные навыки умствен­ного труда, самостоятельность в работе и любовь к учению.

Но умственная работа детей не может ограничиваться только выполнением уроков: родители должны заботиться о более широ­ком развитии детей. Одно из средств для этого — чтение книг. Дети должны обяза­тельно читать рекомендованную учителями художественную литературу, интересова­ться технической, научно-популярной и ис­торической литературой, читать газеты и журналы, посещать кино. Для общего раз­вития детей не нужно жалеть средств.

Необходимо выписывать для них газеты и журналы, соответствующие их возрасту, систематически покупать им книги для чте­ния. Чем больше будут дети читать, чем выше будет их общее развитие, тем легче им будет хорошо учиться, тем культурнее будут они вести себя.

О том, какие именно газеты и журналы следует выписывать для детей того или ино­го возраста, можно узнать у учителей.

Семья может также быть активным по­мощником школы в организации различных видов политехнического обучения детей.

Политехнический характер обучения и связь с жизнью обусловили в новой трудо­вой школе и характер домашних заданий. Учащиеся теперь не только усваивают те или иные правила, но и выполняют практи­ческие задания по измерению площади, оп­ределению объема и высоты помещения, по составлению рабочих рисунков и пр. Для этого учащимся нужно создавать соответ­ствующие условия, помогать им материаль­но и организационно.

Как мы видим, школьное учение налагает на родителей много обязанностей. Основные из них следующие:

—   обеспечение детей учебниками, тетрадями, учебными и письменными принадлежностями, школьной формой или специаль­ным платьем (костюмом) и т. п.;

—   воспитание надлежащего отношения к учителям, уважения к преподавателям и школе;

—   установление  твердого  режима  дня ученика и систематического контроля за его соблюдением;

—   обеспечение удобного рабочего места и создание  благоприятных   условий  для вдумчивой работы учащегося;

—   воспитание самостоятельности в работе, умения преодолевать трудности и проявлять настойчивость в выполнении домашних заданий;

—   развитие активности учащихся, их спо­собностей   и   умения  практически  пользоваться   знаниями,    приобретенными    в школе;

—   систематический контроль за качеством выполнения домашних заданий, по мере надобности и возможности — проверка выполненных заданий (покажи, как ты написал, расскажи, как выучил);

—   забота о всестороннем развитии детей, о создании личной библиотечки школьника, периодическом посещении кино, музеев, концертов, систематическом чтении художественной литературы в свободное от занятий время;

—   контроль и забота о правильном физическом развитии детей и укреплении их здо­ровья;

—   систематическая связь со школой.