Подготовка и перевозка пасеки к медоносам

перевозка пасеки к медоносамПеревозки пчел в течение сезона к медоносам позволяют более полно их использовать и увеличивать производство продукции. В начале пчеловодного сезона необходимо уточнить наличие в округе естественных массивов медоносных растений, как сельскохозяйственные медоносы посеяны на полях. С учетом этого намечают сроки перевозки пчел. Также заранее получают согласие хозяйств на размещение пасеки у медоносов во время их цветения и подбирают пасечный точок для постановки ульев.

Весной пчелы работают в плодоносящих садах, собирая пищу с цветущих плодовых деревьев и ягодных кустарников, затем пасеку перебазируют ближе к луговому разнотравью, в лес, на поля.

К перевозкам пчелиных семей необходимо хорошо подготовиться, они не могут вылетать из ульев и длительное время подвергаются тряске. В результате семьи сильно возбуждаются и в их гнездах повышается температура до 37—38 °С. В таких случаях в гнездах обрываются свежеотстроенные тяжеловесные соты и погибает большое количество пчел. Чаще всего это наблюдается при перевозках сильных пчелиных семей в жаркую погоду и в ульях, плохо подготовленных для этих целей.

Важное значение имеет обеспечение неподвижности сотов в гнезде. Рамки не должны раскачиваться и сдвигаться с места, чтобы не нарушить состояние гнезда и не помять находящихся на них пчел. Для этого на пасеках, применяющих рамки с расширенными до 37 мм в верхней части боковыми планками (разделителями), должен быть их полный комплект. Если семья пчел имеет весной сотов меньше комплекта, то в свободную часть улья ставят недостающие рамки с пустыми сотами, пригодными для выращивания расплода или складывания нектара.

При использовании на пасеке ульев с обыкновенными рамками (ширина боковых планок 25 мм) в верхней части боковых планок (на 1/3 их высоты) заранее прибивают рейки размером 6X10 мм, что позволяет иметь улочки шириной 12—13 мм и исключает возможность сближения рамок. Если рамки своевременно не переоборудованы, то в каждую улочку по ее краям вставляют брусочки сечением 12X12 мм и длиной равной 1/3 высоты рамки. Для исключения провала брусочков на их концах с одной стороны вбивают гвозди, на которые брусочки подвешиваются на рамках, как на ушках.

При комплектовании гнезд для перевозки из них изымают все кормовые рамки, занятые наполовину и более медом и пергой, и особенно молодые соты, в которых еще не выводился расплод. Вместо них сбоку гнезда ставят до полного комплекта пустые соты.

Следующим очень важным условием является обеспечение вентиляции в ульях и создание над гнездами пустого пространства (высотой не менее 150 мм), где бы могла собраться часть пчел. В крышах стандартных ульев, выпускаемых предприятиями, имеются специальные отверстия, затянутые проволочной сеткой (темная вентиляция). Для увеличения свободного пространства над гнездом на корпус помещают подкрышник. С гнездовых рамок снимают холстик и улей закрывают крышей. В ульях устаревших конструкций вентиляционных отверстий нет или есть, но небольшие, которые не могут обеспечить хорошую вентиляцию, поэтому на гнезда ставят пустые магазинные надставки, сверху которых закрепляют специальные вентиляционные рамы или металлические сетки. Крыши на ульи не надевают, их перевозят отдельно.

Все составные части каждого улья должны быть хорошо подогнаны, не иметь щелей, через которые могли бы выходить из гнезда пчелы. Для скрепления ульев используют любые, имеющиеся на пасеке, скрепы, которыми охватывают с боков весь улей.

Летки в ульях на время перевозки плотно закрывают.

Лучшим транспортом для перевозки пасеки являются автомашины, на платформы которых грузят в два — три яруса ульи. Для обеспечения при движении транспорта необходимого доступа воздуха к ульям между их рядами вдоль кузова создают с помощью брусков интервал в 10—15 см. Ульи в кузове крепко увязывают веревками.

Перевозят пчел рано утром или поздно вечером. В холодную и ненастную погоду можно перевозить и днем. На новом месте ульи желательно разместить в том же порядке, в каком они стояли на приусадебном участке.