ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА

Закаливание ребенкаЗдоровый человек — это не только физи­чески крепкий, жизнерадостный, любящий труд, но и человек, организм которого способен сопротивляться всяким вредным воз­действиям и заболеваниям. Такие люди умеют хорошо работать, весело отдыхать и своим бодрым настроением служат прекрас­ным примером для окружающих. О них с уважением говорят, что это люди «зака­ленные». Как же воспитывать людей такой «закалки»? Известно, что некоторые дети зимой часто болеют катарами верхних ды­хательных путей — насморком, кашлем, а летом имеют склонность к желудочно-ки­шечным заболеваниям. В громадном боль­шинстве случаев это относится к детям из­неженным, домашний режим которых с са­мого начала был организован неразумно, неправильно.

Каждая мать знает, что для того, чтобы вырастить здорового ребенка, необходимо создать ему надлежащие условия ухода и питания: кормление грудью в первые ме­сяцы жизни, своевременный прикорм по назначению врача и достаточное пребыва­ние на свежем воздухе. Но и этого еще да­леко не достаточно. Необходимо приложить все усилия, чтобы ребенок не подвергался постоянным «простудным» заболеваниям и не боялся перемен температуры воздуха. Он должен быть «закален». Такой ребенок не побоится открытой форточки зимой; он без всякого для себя вреда бегает в летний день босиком по мокрой земле, может по­пасть во время прогулки под дождь, ему не опасно, например, искупаться в прохлад­ной воде.

Чтобы понять, в чем состоит закаливание ребенка, нужно знать некоторые особен­ности строения его организма.

Нежную кожу маленького ребенка про­низывают многочисленные разветвленные сосуды. Все они тесно связаны с сердцем и имеют особые регулирующие аппараты, вызывающие их расширение и сокращение. Кроме того, в коже находятся многочислен­ные нервные окончания (рецепторы), вос­принимающие все раздражения и передаю­щие их в головной мозг; оттуда раздраже­ние — сигнал — поступает к разным орга­нам и в том числе к нервным аппаратам сосудов.

При действии на кожу различных раздра­жений, например прохладного воздуха, ветра, появляется реакция в виде сокращения сосудов, а иногда и так называемой «гусиной кожи». Раздражение, полученное воспринимающими аппаратами кожи, вызы­вает также раздражение в слизистых обо­лочках; сосуды их вначале сокращаются, а затем расширяются; результатом этого является выделение жидкости — насморк, чихание, кашель.

Нередко изнеженные дети после более или менее длительной прогулки с после­дующим даже незначительным охлажде­нием заболевают серьезным поражением дыхательных путей; случайное значитель­ное охлаждение, например купание в холод­ной воде, пребывание под дождем, приво­дят к воспалению легких или ревматическо­му заболеванию.

Но вовсе не обязательно, чтобы нервные окончания кожи и ее сосудов так чутко реагировали на всякое колебание внешней температуры. Если эти раздражающие мо­менты будут действовать постепенно и по­стоянно, то сосуды и нервы приспособятся к ним и реакция не выразится столь интен­сивно. Выработать у ребенка способность легко переносить колебания температуры — это и значит «закалить» его. Закаливание организма надо начинать рано, проводить настойчиво и систематически.

Одним из первых методов закаливания является воздушная ванна. Ее делают уже со второго месяца жизни ребенка. При обычной комнатной температуре 18—20 гра­дусов мать раздевает малыша, следя, чтобы он не был потным, кладет его на животик, затем на спинку, потягивая его ножки и разводя в сторону ручки. Вначале эта про­цедура должна длиться не больше 2—3 ми­нут, а к третьему месяцу уже не меньше чем по 8—10 минут два раза в день. Разу­меется, надо следить, чтобы ребенок не озяб.

С первых месяцев жизни необходимо приучить ребенка во время сна оставаться в комнате или с открытой форточкой, или же предварительно хорошо проветренной. Не нужно бояться некоторого понижения температуры в комнате; как показывают наблюдения, в таких условиях ребенок засы­пает гораздо быстрее. Это можно объяснить влиянием прохладного воздуха на те же воспринимающие аппараты кожи; раздра­жение передается в мозг, вызывая так на­зываемое торможение его, приводящее к глубокому сну.

Летом ребенка следует оставлять на воз­духе целый день. Зимой прогулки должны быть ежедневными, а еще лучше — дважды в день по часу-полтора. Ребенок, заранее приученный к колебаниям температуры, должен гулять ежедневно при всякой погоде.

Если есть возможность, нужно организо­вать дневной сон на воздухе во всякое вре­мя года и в крайнем случае укладывать ребенка спать днем при открытой форточке. Именно во время сна необходим усиленный приток свежего воздуха, так как все процес­сы газообмена в организме значительно сни­жаются.

Детям, научившимся ходить, нужно и зи­мой и летом во время прогулки предостав­лять больше самостоятельности: зимой ребенку дают лопатку, санки, летом — песоч­ники и другие игрушки. Самостоятельные занятия на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на ребенка: он глубже дышит, вся мускулатура его. тела участвует в движении.

Один из важнейших методов закалива­ния — гимнастика. К гимнастическим уп­ражнениям ребенка нужно приучать уже с четвертого-пятого месяца жизни. Их цель — не только укрепление мышечной системы, но и улучшение работы органов дыхания, кровообращения и пищеварения.

Все физические упражнения проводятся при температуре не ниже 18—20 градусов, так как ребенка нужно раздеть совсем.

В конце первого года физические упраж­нения детей постепенно усложняются. Очень хорошо использовать игру в мячик, поднимание вверх игрушек, придавать гим­настике характер самостоятельных движе­ний, например, лежа на коврике, ребенок поднимает ножки вверх или же, лежа на животике, постепенно выгибается, опираясь на ручки и ножки.

Организуя игры и упражнения, мать должна позаботиться, чтобы одежда ребен­ка не мешала его свободным движениям, а в комнате не было нагромождения предме­тов, о которые можно ушибиться.

Могучим средством закаливания ребенка являются водные процедуры. С первых не­дель жизни необходимо приучать ребенка к ежедневной ванне; температура воды долж­на быть не выше 37 градусов. Детей, кото­рые научились ходить, летом нужно ежедневно обливать из лейки или кувшина по­догретой водой; никакая погода не должна препятствовать проведению этих водных процедур. Чрезвычайно полезны для ма­леньких детей игры у тазов с водой, куда кладут различные резиновые и целлулоидные игрушки.

Очень важно воспользоваться летом, что­бы приучить ребенка к водным процедурам. И зимой полезно продолжать тепловатые обливания. Ребенка ставят в таз, на дно ко­торого положено мохнатое полотенце или простыня. Эти обливания становятся для ребенка настоящей потребностью. Они спо­собствуют его хорошему сну, аппетиту и жизнерадостному настроению.

Постепенно дети переходят к ежедневным обтираниям всего тела. Цель обтираний, как и всех водных процедур,— воздейство­вать на сосуды кожи, причем помимо воз­действия влаги здесь имеет значение и по­следующее растирание. Поэтому несколько возбужденные, нервные дети гораздо лучше переносят обливание тепловатой водой,чем обтирание.

Детям, склонным к частым простудам, ре­комендуется помимо обтираний и ежеднев­ные ножные ванны. Температура воды для обтирания и ванн должна быть 25—26 гра­дусов, в дальнейшем ее следует постепенно снижать; школьники легко привыкают к об­тираниям холодной водой.

Солнечные ванны также способствуют за­калке организма, являются могучим целеб­ным средством при ряде заболеваний, но проводить их следует, только посоветовав­шись с врачом. У маленьких детей (до года-полутора), нервных, легко возбуждающихся, а тем более имеющих туберкулез­ную интоксикацию, пребывание на солнце может вызвать нежелательные последствия.

Лучшее время для проведения солнечных ванн — утренние часы — между 10 и 12. Начинают их с 2—3 минут и доводят до 15—20. При малейшей нежелательной реак­ции — головная боль, вялость — солнечные ванны нужно прекратить.

В первое время солнечному облучению подвергают спину, ягодицы и ножки, затем грудь и живот. Когда ребенок привыкнет к действию солнечных лучей, ему разрешают определенное время проводить на солнце, но обязательно надев на голову легкую полотняную панамку.

Действие солнечных лучей на организм чрезвычайно сложно; помимо непосредст­венного влияния на сосуды, что выражается в легком покраснении кожи, нужно учесть и специфическое действие света. Дело в том, что в коже, особенно у детей раннего возраста, находятся жировые вещества (эргостерины), которые под влиянием света и солнца переходят в витамин D. Этот вита­мин способствует правильному обмену ми­неральных веществ в организме ребенка и росту его скелета. Вот почему при рахите, когда имеется недостаточность витамина D, пребывание на солнце очень полезно. Таким образом, в закаливании есть один общий принцип — приучать ребенка к колебаниям окружающей температуры. Было бы боль­шой ошибкой проводить закаливание толь­ко летом, а зимой вновь начинать чрезмерно кутать малыша. Тяжелая и слишком теп­лая одежда мешает правильному потоот­делению, циркуляции крови в сосудах ко­жи, задерживает кожные испарения.

Закаленный ребенок в теплом сухом по­мещении может всю зиму ходить в носочках и легких туфельках или башмачках.

Дети дошкольного и школьного возраста летом могут ходить босиком. Это также яв­ляется одним из способов закаливания ор­ганизма. Маленькому ребенку лучше на бо­сую ножку надевать легкие полотняные ту­фельки или сандалии.

Закаленные дети, приученные к плано­мерным физкультурным и гимнастическим упражнениям, поступают в школу достаточ­но крепкими, хорошо выдерживают трудо­вой режим школьника и становятся деятель­ными участниками спортивных состязаний и физкультурных праздников.